Афанасьева Агриппина Васильевна (девичья – Мельникова, по первому мужу - Старикова) (19.06.1913- 31.01.2004 гг. Н. Тагил)
В 1926 г. училась у художницы по росписи подносов - Устиньи Емельяновны Растемяшиной – Барболиной, известной мастерицы к. XIX– н.XX вв.
В 1933 -1935 гг. – обучалась упрощенной жостовской росписи у Александры Степановны Черепановой.
В 1913 – 1930 гг. – работала в артели «Красная Заря», которая в 1930 г. вошла в состав артели «Пролетарий», переименованной позже в «Металлист».
В годы Великой Отечественной войны Агриппина Васильевна работала швеей – надомницей.
В 1946 г. вернулась в артель «Металлист», в которой проработала расписчицей подносов до 1959 г.
В 1963 – 1988 гг. - трудилась на заводе «Эмальпосуда» художником 1 категории 6 разряда.
В 1976-1977 гг. А.В. Афанасьева - мастер по росписи подносов в СГПТУ № 49.
Работы Агриппины Васильевны участвовали во многих выставках, в том числе:
1982 г. - «В семье единой» (г. Москва);
1978 г. - на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства (г. Москва); Всероссийский музей народного искусства; (г.Москва);
1983 г. – Выставка Министерства местной промышленности (г. Москва) и др.
В 2004 г. – в Нижнетагильском музее-заповеднике прошла выставка, посвященная 90-летию со дня рождения А.В.Афанасьевой.
В 2014 г. – там же состоялась большая выставка «Розаны тети Груши», посвященная 100-летию со дня рождения А.В.Афанасьевой
За творческую деятельность награждена: бронзовой медалью ВДНХ (1978 г.); первая премией и дипломом 1 степени Министерства местной промышленности РСФСР (1984 г.).
Работы А.В. Афанасьевой хранятся во многих музеях страны: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Всероссийский музей прикладного и народного искусства, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Петропавловский областной краеведческий музей, Свердловский областной краеведческий музей.
А. В. Афанасьева, старейшая и опытнейшая мастерица завода «Эмальпосуда» сыграла большую роль в возрождении промысла. На подносах этой художницы расцвели букеты крупных тагильских цветов, занимающие почти всё пространство подноса, но не давящие на его края, не забивающие фон, использовались яркие, но не кричащие цвета. В коллекции нашего музея 22 работы художницы, большинство из которых разместилось в новой экспозиции музея истории подносного промысла. Имеется и большой поднос на старой кованной форме «Октябрю 60 лет». Радует разнообразие подносных форм, расписанных Агриппиной Васильевной. Это прямоугольник, овал фигурный, круг, прямоугольник с закруглёнными краями и бусовидной каймой, уже упоминавшийся поднос – скатерть, а также поднос под самовар, по форме напоминающий замочную скважину. Это единственный поднос под самовар с росписью в коллекции музея – заповедника.