Юдина Тамара Владимировна (родилась в 1946г. в Нижнем Тагиле, Свердловской области).
В 1961–1963 гг. обучалась в Нижнетагильском педагогическом училище (незаконченное)
В 1963 –1984 гг. работала на заводе «Эмальпосуда» (с 1958–1963 год завод «Эмальпосуда» находился в составе Нижнетагильского завода металлоизделий;
В 1983 –1988 гг. преподавала в среднем профессионально-техническом училище № 49;
В 1989 –1991 гг. работала в кооперативе «Корунд»;
В 1991 г. вернулась на завод «Эмальпосуда»;
В 1993 –2001 гг. работала в ТОО «Метальная лавка» – преемнице завода «Эмальпосуда».
С 1978 г. активно участв ует в выставках разного уровня.
Международные:
1991 – в ыставка-ярмарка «Сибирь-91» ( Кемерово);
1992 – «Дни культуры Свердловской области в Индии» ( Дели/ИНДИЯ ) ;
1993 – 1994 – выставка-ярмарка на родных промыслов и ремёсел ( Санкт-Петербург-Петродворец – Ярославль);
1999 – выставка в Сочи – Парденон (Россия /Италия );
Всесоюзные:
1982 – «Русская лаковая роспись по металлу». В МДПНИ ( Москва);
1991 – «Тагильский расписной поднос». Северо-казахский областн ой музей изобразительных искуссв ( Петропавловск/КАЗАХСТАН ).
Всероссийские :
1978 – Смотр изделий народных художественных промыслов. В ДНХ ( Москва);
1983 – «По родной стра не» ( Красноярск);
1988 – «Подносы России» ( Н.Тагил);
1989 – «Роспись по металлу ХIХ-ХХ вв». Госуда рственный музей этнографии (Ленинград);
1989 – «Уральские подносы». Музей истории города (Ленинград);
1990 – «Художественны й металл Урала XVIII-XX вв» ( Свердловск);
1993 – «Нижнетагильская лаковая роспись по металлу» . Музей ИЗО и ДПИ (Ленинград);
1999 – «Буян-остров». II-я Всероссийский фестиваль искусств;
2008 – «Современное народное искусст во России» ( Вологда).
Региональные:
Е МИИ: 1989 – «Тагиль ский расписной поднос», 1995 – «Уральский под нос», 1999 – «Фрагменты». Художественный ме талл Урала»;
1992 – «Уральская роспись по мета ллу». Алтайский краевой МИПИ ( Барнаул) ;
1992 – «Уральские подносы». Центральный выставочный зал ( Тюмень) ;
1997 – «Урал VIII» (Уфа);
1996 – «Эпоха Демидовых в культуре и искусстве» . Тульский музей изобразительный искусств ( Т ула ) ;
2000 – «Уральские узоры» (Ханты-Мансийск – Курган);
2003 – «Соната цветов» . Тобольский историко-ар хитектурный музей-заповедник ( Тобольск) .
Областные ( Екатеринбург):
1994, 1997 – «Рождественский сувенир»;
1999 – «Мой край родной»;
2000 – I-я Уральская выставка декоративн ого искусства.
Городские
Нижнетагильский музей изобразительных искусств:
1991 – «Художественные лаки в коллекции музея»;
1993 – «Художественные лаки»;
1996 – «Соната цветов» к 250 уральской лаковой живописи по металлу; «Художественные лаки России»; «Тагильская весна» выставочные залы Нижнетагильского отделения Союза художников РФ
1998 – «Художественные лаки», «Художественные лаки России»;
2000 – «Расписной поднос»;
2003 – «Камуфляж быта-тагильский поднос: современное искусство в технологии лаковой живописи по металлу, Выставка к 60-летию НТГО СХР;
2005 – «Художественные лаки России»;
2006 – «Шесть цветов русской души», посвященная 260-летию тагильского промысла;
2012 – выставка-к 70-летию Нижнетагильского городского отделения Союза художников РФ.
Нижнетагильский музей-за поведник «Горнозаводской Урал»:
1985 – «Уральская лаковая живопись ХIХ-ХХ вв.»;
1999 – «Промыслы земли тагильской»;
1999 , 2004 , 2015 –Конкурсы им. Худояровых на звание «Мастер года по ДПИ »;
2013 – «Розаны тети Гр уши»;
2024 – «Времен связующая нить».
Персональные выставки:
1995 – в Нижнетагильском о тделении Союза художников РФ (Нижний Тагил);
1999 – персональная выставка Победителя I городского конкурса на звание «Мастер года по декоративно-прикладному искусству» им.Худояровых. Выставочные залы ( Н ТМЗ «Горнозавод ской Урал», Н.Тагил );
2016 – «Рябиновые бусы», посвященная юбилею мастера. М узе й истории подносного промысла ( Н ТМЗ «Горнозавод ской Урал», Н.Тагил );
В 2021 г. у художницы вышел альбом-каталог «Красною кистью рябина зажглась…» (Администрация г. Нижний Тагил, НТМИИ; авт.-сост., кат, справоч. материалов, вст. статьи Л.А. Хайдукова; науч. ред. Н. А. Гундырева, Л.Л. Смирных; концепция дизайна Н.А. Гундырева; дизайн, верстка М.Е. Трухин; фот. В. Кулак и др.; отв. за вып. М.В. Агеева. – Библиогр.: с. 92-94. – Нижний Тагил: Репринт, 2021. – 97 с.: ил.).
Подносы мастера в количестве 169 ед. находятся в коллекциях следующих музеев:
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), Государственныймузейно-выставочный центр «РОСИЗО», Екатеринбургский МИИ, Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн», НТМЗ «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский МИИ, Пермский краеведческий музей, Историко-художественный музей им. академика М.Я. Янгеля, Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова, МИИ Кузбаса, Новокузнецкий художественный музей, Государственный художественный музей Алтайского края, Оренбургский областной МИИ, Североуральский краеведческий музей, Смоленский государственный музей-заповедник, Зеленогорский музейно-выставочный центр.
Д ва подноса мастера находятся в постоянной экспозиции Музея истории подносного промысла с 1992 г.
Награды:
1978 – Первая премия и Диплом Выставки достижений народного хозяйства (Москва);
1983 – II-я премия областного смотра-конкурса товаров народного потребления (Свердловск),
– присвоено звание «Почетный наставник молодежи»;
1985 – Серебряная медаль Выставки достижений народного хозяйства (г. Москва)
1986 – Орден Трудовой Славы III степени
1996 – член Союза художников РФ
Тамара Юдина - это гордость Нижнетагильского подносного промысла. В 1970-х гг. принимала активное участие в возрождении традиционной лаковой росписи. В 1980–1990-х гг. была ведущей художницей промысла и мастером-наставником по обучению молодежи уральской росписи. За свою долгую творческую жизнь Тамара Владимировна написала много разнообразных мотивов: полевых и садовых цветов, спелых фруктов и ягод, но её подносы, украшенные гроздями рябины стали своеобразной «визитной карточкой» тагильского подносного промысла. Особенностями «юдинской» манеры письма являются: четко выверенное построение цветочных и фруктово-ягодных композиций, звучность красок, удивительная пластика цветочных элементов и мягкое распределение света, идущего от «светоносного» центра к краю композиции.
Подносы Тамары Владимировны продолжают вдохновлять современных художников: в них безупречное мастерство и сохранение традиций старинного уральского промысла.